Новости

Культура фудшеринга в Восточной Европе: Польша

Исследователи из Экономического университета в Катовице изучили осведомленность домохозяйств и малого бизнеса Польши о концепции фудшеринга. В исследовании были задействованы 190 жителей и более 100 представителей ресторанного сектора.

Согласно препринту статьи, около 3⁄4 респондентов хотели бы иметь возможность передавать нереализованную еду. При этом, почти 40% респондентов признались, что редко избавлялись от пищи таким образом. 37% признали, что выбрасывали еду время от времени, и менее 10% признали, что это происходило часто или очень часто.

Поляки прежде всего смотрят на фудшеринг как на экологический проект: 97% респондентов связали практику с непосредственным сокращением бытовых отходов, а 66% отметили важность движения для повышения осведомленности людей о проблемах, связанных с нерациональным потреблением. Почти 41% респондентов также замечают экономию в результате использования решений для шеринга.

Культура фудшеринга в Восточной Европе: Польша, изображение №1
Несмотря на то, что опрошенные почти единогласно поддерживают идею фудшеринга, у 85% всё ещё есть опасения, связанные с информационной прозрачностью: отсутствием информации об условиях обмена или информации о происхождении передаваемых продуктов питания. Более того, ассоциации фудшеринга с бедностью оказались крайне распространены. Более половины респондентов считают чувство стыда препятствием на пути к вовлечению в фудшеринг.
Культура фудшеринга в Восточной Европе: Польша, изображение №2

При опросе компаний выяснилось, что большинство польских рестораторов — более 70% - придерживаются мнения, что снижение цен на продукты с истекающим сроком годности или раздача еды бесплатно являются способами снижения операционных затрат. Хотя польские бизнесмены положительно относятся как к дисконтированию, так и к передаче без получения прибыли, 85% респондентов предпочитают вариант снижения цены.
Культура фудшеринга в Восточной Европе: Польша, изображение №3
Представители сектора HoReCa видят привлекательность шеринга в аспектах, связанных с финансовой экономией (96%), сферой сокращения отходов (96%) и возможностью вторичной переработки (94%).

На сегодняшний день фудшеринг сегмент в Польше представлен международным проектом Too Good to Go, сотрудничающим преимущественно с ресторанным бизнесом и крупными отельными сетями (например, Scandic, Hilton). Также развивается локальное активистское движение «Фудшеринг Варшава», которое добивается установки общественных пунктов сбора еды для шеринга. Помимо этого, в Польше существуют холодильники взаимопомощи, купленные участниками глобальной сети Community Fridge.

Широкое распространение получило онлайн приложение Eataway, позволяющее пользователям, в частности туристам, бесплатно поужинать в польской семье. Таким образом, домохозяйства избавляются от продуктов питания, которые не смогут употребить вовремя до истечения срока годности, а туристы экономят на путешествии и обретают новые знакомства.
Аналитика